Каталог файлов
Главная » Файлы » Сценарии наших мероприятий |
12.03.2011, 17:12 | |
По законам предков Как создаются законы? По-разному. Их пишут законодатели, принимают парламенты, власти карают за их нарушение, но их все же нарушают даже под страхом наказания. А потом приходят новые правительства. Пишут новые законы, и их ждет та же участь. И в то же время, на протяжении многих веков существуют законы, которые, вроде бы, нигде не записаны, но их все знают. За их несоблюдение не посадят в тюрьму, но нарушать их опасаются, потому что тогда человек рискует оказаться в изоляции более страшной, чем тюрьма: от него откажутся родственники, он может оказаться изгоем. Кто и когда создал эти законы? Никто не помнит, похоже, в те времена, когда народ еще только зарождался, креп, взрослел, они уже были. Но кто знает, может, не будь тех законов, не было бы и народа. Мы поговорим сегодня об обычаях казахского народа, которые, несмотря на то, что жизнь современного человека сильно отличается от жизни его предков, люди знают, чтут и стараются соблюдать. Законы эти регламентируют жизненные циклы людей, их взаимоотношения, быт. Среди сложных жизненных ситуаций, которых так много в наше время, это своего рода компас, который позволяет принять правильное решение. 1 тур - «Жизнь человека» 1. В этом возрасте человек должен быть особенно осторожным, не ездить в дальние поездки, эти годы в жизни человека считаются переломными. Выберите один из них: (33, 37, 41) 2. В этой церемонии используют пестрый шнурок, знак того, что в жизни будут как черные, так и светлые полосы. Что это за церемония? (разрезание пут, сватовство, переход на летние пастбища) 3. На 7-8 день после рождения ребенка купают в подсоленной воде, а затем (сажают на коня, укладывают в колыбель, отдают на временное воспитание бабушке) 4. В этот день близкие родственники мальчику дарили седло, уздечку, коня, устраивали той, в этот день он становился джигитом. Это был день, когда (его отдавали в школу, сажали на коня, сватали ему невесту) 5. Когда приемные родители усыновляли ребенка, по обычаю, мальчику вручали (большую берцовую кость, асык, шейный позвонки) 6. Калым - выкуп за невесту. Слово это восходит к значению (моя рука, мое желание, много скота)
7. Есть такой обычай - «жарыс қазан» «Жарыс»- «соревнование». В чем заключается это соревнование? (Кто раньше опустошит казан. Что раньше - приготовится пища в казане или родится ребенок. Кто раньше вымоет казан). 8. Сүт акы - плата за молоко. Кто кому платит? (родители - кормилице их детей; жених - матери невесты; гости - хозяйке) 9. Таких женихов называли «ломанная кибитка» (бедняки; вдовцы; разорившиеся баи). Состояние вдовства - большое несчастье у казахов.
Второй тур «Әдеп» - соблюдение приличий У казахского народа очень развито почитание старших. Нерушимы и законы гостеприимства. 1. В знак уважения к родственникам мужа снохи (не называют их настоящими именами; не сидят в их присутствии; не едят пищу в их юртах) 2. По обычаю, чтобы оказать гостю самый высокий почет, ему (дарят юрту, дарят коня и чапан; поют в его честь песню). 3. Считается невежливым (ехать мимо двери кибитки; подъезжать к кибитке сзади, подходить к кибитке пешком). 4. Воспитанные люди в юрте сидят (на корточках, свернув ноги калачиком; вытянув ноги вперед 5. Невежливо (входить в юрту с пищей во рту; выходить из юрты с пищей во рту) 6. Если ты пришел в юрту по делу, ты можешь (изложить его стоя у двери; присев на корточки; сначала отведав угощения) 7. Если человека незаслуженно обидели, он может пойти в аул обидчика и (побить палкой его юрту и рассыпать пепел очага; побить его коня; побить его жену). 8. Если у рыбаков хороший улов, по закону они обязаны отдать часть улова (первому встречному; вдове, оставшейся без кормильца; самому богатому человеку аула) 9. Запрещалось (наступать на пищу; перешагивать через пищу; оставлять на ночь неубранную еду) 10. Если вытирать руки серединой полотенца, то (сидящие в доме поссорятся; то кто-то заболеет; руки останутся грязными) Третий тур «Той» 1. На тое невесткам и зятьям из отварного мяса давали (грудинку, бедренную часть, требуху) 2. Во время тоя самым почетным гостям давали (Голову, бедренную часть, қазы) Все это входит в бас табак 3. Пищу выбрасывали собакам, если (при разделке мяса ломались кости; если его нюхала собака; если его нюхал кто-то из гостей) 4. Женщина, готовящая пищу, обязательно должна иметь на руках кольца, чтобы (пища была чистой; пища была вкусной; гости видели, что хозяйка их уважает) 5. Когда люди клялись, они (съедали ложку соли; откусывали от одного куска хлеба; пили чай из одной пиалы) 6. Остатки пищи после почетного гостя (закапывались у входа в юрту; отдавались домашним животным; съедались хозяевами) 7. По поверьям считалось, что после употребления пищи болит живот, если (котел стоял на солнце, на него светила луна; на него дул ветер). 8. Это блюдо считалось обязательным при сватовстве. В спорных случаях спрашивали, кушали ли его? Если да, то сватовство имело место. (Плов; печень с курдючным салом, кұйрык бауыр; баранью лопатку жаурын). 9. Выражение «с неба посыпались баурсаки» означает (неожиданную удачу; рассказывание небылиц; блага, добытые нечестным путем).
10. На поминальных трапезах принято было (съедать все до последнего кусочка; оставлять немного на каждом блюде; лучшие куски закапывать в землю).
Четвертый тур «Степная магия»
Люди с древних пор верили, что, совершая те или иные действия, говоря определенные слова, они заклинают силы природы, обращая их себе во благо.
1. С цель получить больше сливочного масла в сосуд с молоком опускали(ветку, на которой сидела кукушка; перстень самой молодой снохи; кусок рога самой молочной коровы) 2. Если беременная женщина, придя в гости, станет есть ею же принесенную пищу, то (у нее будут тяжелые роды; у нее родится девочка; у нее родится двойня). 3. Выражение «пусть на твоей дороге вырастет дикий лук» означает: (пожелание здоровья; пожелание, чтоб тебе не было дороги; пожелание хорошего угощения). 4. Считается, что эта кость может защитить для скота пастуха. Ее и волки, и воры боятся. За едой эту кость отдавали хозяйке, (локтевая кость; тазовая кость; шея). 5. Во время первого весеннего грома хозяин должен был (потушить очаг; бить ковшом по стенам юрты; воткнуть железный шест возле юрты). Хозяин должен кричать: «Молока много, углей мало» Это доброе пожелание обилия молока. Гром - «небесный жеребец ржет». 6. Выражение «поручаю тебя молоку» означает (пожелание приятного аппетита; пожелание хороших удоев; пожелание удач и благополучия) 7. Если наклонять казан в сторону порога, то (твоим добром воспользуется чужой; пища потеряет вкус; гость обидится и уйдет) | |
Просмотров: 1728 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |